Это не последнее препятствие, которое Леониду Кучме придется преодолеть.
Фото Reuters
Вчера очная ставка экс-президента Леонида Кучмы и его экс-охранника Николая Мельниченко снова не состоялась. Процедуру перенесли на завтра, чтобы с делом успели ознакомиться нанятые Кучмой адвокаты – украинский и американский. Политологи отмечают, что уголовный процесс затрагивает интересы очень многих украинских политиков, а его нити могут вести за пределы страны. Поэтому они считают оправданным беспокойство Мельниченко о жизни и обвинителя, и обвиняемого.
О том, что и экс-президенту, и экс-охраннику, чьи тайные диктофонные записи приобщены к делу в качестве вещественного доказательства, может грозить смертельная опасность, заявил накануне сам Мельниченко. Он напомнил, что бывший глава МВД Юрий Кравченко, которого считали связующим звеном между Кучмой и группой, расправившейся с журналистом Георгием Гонгадзе, покончил с собой при весьма загадочных обстоятельствах. «Я обращаюсь с просьбой усилить охрану не только мне, но и Леониду Даниловичу. Чтобы мы нормально дожили до суда», – сказал, обращаясь к власти, Мельниченко.
Примечательно, что в субботу экс-охранник побывал в Москве с блицвизитом, в ходе которого его усиленно охраняли. К кому и зачем Мельниченко летал в российскую столицу, кто обеспечивал его сопровождение и охрану, ни Мельниченко, ни ответственные ведомства в Украине не сообщают. «Я свободный человек, у меня нет подписки (о невыезде за границы Украины. – «НГ»), поэтому я могу ездить, куда захочу. В том числе в Россию. Но могу твердо сказать, что с Путиным и Патрушевым я не встречался», – сказал вчера Мельниченко.
Но в среде политиков зреет глухое недовольство. В кулуарах говорят о возможной зависимости украинской власти от неких «кукловодов», находящихся за границей. Николаю Мельниченко в подобных рассуждениях отводится роль орудия этих таинственных сил, с которыми якобы вынуждена считаться нынешняя украинская власть. Общее мнение выразил на днях бывший руководитель Верховной Рады, лидер движения «Фронт перемен» Арсений Яценюк: «Почему одновременно не расследуется дело (против Мельниченко. – «НГ») о незаконном прослушивании кабинета президента и о недонесении о подготовке к преступлению?»
Другие политики, не оправдывая ни Кучму, ни Мельниченко, отмечают, что расширение рамок дела может иметь опасные последствия для очень многих людей. На днях член парламентского комитета по вопросам правосудия Святослав Олейник пояснил, что, признав записи Мельниченко уликой, следствие обязано привлечь к ответственности всех фигурантов этих пленок, причастных к разным преступлениям, а также всех прокуроров и следователей, которые в течение последних десяти лет отказывались признать пленки Мельниченко вещественным доказательством.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала подтвердил «НГ», что обнародованные за прошедшие годы записи Мельниченко свидетельствуют о множестве незаконных решений и действий, в которых могут быть замешаны до 90% нынешней политической элиты – представителей и власти, и оппозиции. «Если записи подлинны, то нужно расследовать не одно, а много уголовных дел», – сказал он, добавив, что те, кто инициировал дело Кучмы, открыли ящик Пандоры. Он добавил, что одним из важнейших является ответ на вопрос, по чьей указке и с чьей помощью Николай Мельниченко стал прослушивать кабинет главы государства. Он не исключил, что след ведет за пределы Украины.
Президент Виктор Янукович, вчера впервые прокомментировавший ситуацию, похоже, настроен на то, чтобы быстро расставить все точки над «i». «Безусловно, неприятно Леониду Даниловичу, ему не позавидуешь, но нужно завершать (расследование убийства Гонгадзе. – «НГ») в конце концов когда-нибудь. Для этого нужно дать ответ на этот вопрос (кто организовал убийство? – «НГ») – и закончить». Он категорически опроверг предположения, что дело против Кучмы связано с современным этапом политической борьбы в Украине. «Нужно набраться терпения и определенной культуры обществу, чтобы не делать никаких сенсаций. Есть процедура, которую нужно пройти», – сказал глава государства.
Киев